Икона дня

Календарь

Публикации

Публикации
Главная » 2015 » Июль » 12 » Паломничество: Арзамас-Дивеево-Муром
20:53
Паломничество: Арзамас-Дивеево-Муром

C древних времен существовала благочестивая традиция совершать пешие путешествия, с целью молитвенного поклонения в местах земной жизни Иисуса Христа. Этот обычай возник и утвердился по примеру паломничества Св. Равноапостольной Царицы Елены, поездка которой привела к большому чуду – обретению и воздвижению Креста Господня. Смысл паломничества на Святую Землю заключался в том, чтоб поклониться тем местам, где Спаситель родился, жил, принял смерть и воскрес, тем местам, которые связаны с Пресвятой Богородицей, Святыми Апостолами, а также окунуться в чудотворную воду реки Иордан.

Слово «паломничество» произошло от слова «палома» — ветвь пальмы, с которой в Иерусалиме встречали Иисуса Христа. Богомольцев, совершавших паломничество в Иерусалим, стали называть паломниками. Постепенно слово «паломник» укоренилось в обиходе и так стали называть всех путешественников по святым местам, включая и тех, кто не покидал пределы страны.

На исторической территории Руси паломничество стало развиваться с первых веков принятия христианской веры. Паломничество – это особый духовный подвиг. Путешествие, сопровождающееся с лишениями и  трудностями, готовило к восприятию святыни так, как пост готовит к Великим праздникам, таким как Воскресение  или Рождество Христово. Чем труднее было странствие, тем с большей радостью богомолец достигал цели своего путешествия. Потрудившись в пути, паломник более усердно молился Богу и благодарил Господа за Его милости и благодать. Ведь паломничество - это духовная работа, один из видов православной аскезы. Цель его – очищение души и приобщение к вечному Царству Божию, как единственному истинному смыслу земной жизни человека.

Архимандрит Антонин Капустин писал, что с паломниками пребывает благодать Божия, начиная с момента появления у них намерения совершить паломническое странствие вплоть до момента завершения паломничества. Возможно, эти аргументы были определяющими для массового паломничества в императорской России, хотя можно сказать и в более широком смысле: паломничество до революции представляло собой форму религиозной жизни. Так люди молились и служили Богу.

Василий Григорьевич Барский - русский паломник(http://pochaev.in.ua/articles/smysl-palomnichestva.html)

Конец мая… Прихожане Чернушинского православного духовно-просветительского центра во имя прп. Сергия Радонежского собрались для размышления, куда будет лежать их паломнический путь в этом году. Единогласно был избран маршрут с посещением Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря и посещением святынь города Муром. Одно из основных пожеланий было то, чтобы в г. Муром мы оказались именно 8 июля – в день памяти святых благоверных князей Муромских Петра и Февронии.

По благословению благочинного протоиерея Сергия Пашкевича, духовник центра священник Дмитрий Занин смог досконально подготовится к дальней дороге. Это и заказ билетов, договоренность с транспортом, экскурсоводами, жильем, трапезами и т.п. За это и многое другое хочется выразить отцу Дмитрию огромное спасибо!

Благополучно доехав до г. Арзамас, ночью, мы разместились в привокзальных комнатах отдыха, где смогли отдохнуть перед первым днем паломничества 7 июля.

И вот уже с первыми лучами солнца, наша душа жаждет встречи со святынями старинного русского города Арзамас. На вокзале нас встретила экскурсовод Тамара Ивановна, которая сопровождала нас весь день. Для начала перед экскурсией предстояло позавтракать в кафе «Арзамасская слобода». Но уже по дороге до него Тамара Ивановна начала свой рассказ об истории города Арзамас, о его прошлой и современной жизни.

О ГОРОДЕ АРЗАМАС

Прошлое: Город Арзамас основан в середине XVI века как крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году на месте древнейшего мордовского поселения эрзя, когда шел своим третьим походом на Казань. Название города связано с именами двух братьев Арзая и Маcая. которые, по одной из легенд, встретили Ивана Грозного дарами и первыми приняли православную веру.   Официально датой основания г. Арзамас считается 1578 год. Городу-крепости «велено быти на государевой службе». Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго-восточных границ русского государства. 

Настоящее: Русский город в Нижегородской области. Город Арзамас находится в 110 км от Нижнего Новгорода, является административным центром Арзамасского района. Численность населения города примерно 110 тыс. человек. Главной достопримечательностью города Арзамас являются памятники старины и народного зодчества. В конце XIX — начале XX веков в Арзамасе насчитывалось 36 церквей и 4 монастыря. О золотом веке Арзамаса (1775—1850 г.) напоминают Воскресенский, Спасо-Преображенский соборы, Арзамасский Новодевичий монастырь, Свято-Николаевский женский монастырь, магистрат, Гостиный ряд, многие сохранившиеся до наших дней церковные и монастырские здания. Город Арзамас является родиной Патриарха Сергия (Страгородского), архитектора М. П. Коринфского, русской писательницы М. С. Жуковой. В селе Красном, близ города, родился иеросхимонах Исаакий, строитель Саровской пустыни. В этом же селе родилась заслуженная артистка РСФСР В. И. Теличкина. В городе Арзамасе проездом была Екатерина II, А. В. Суворов, П. И. Мельников-Печерский, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Короленко, К. Г. Паустовский, В. Маяковский, А. Паламарчук, А. Чичерин. Возможно, в городе был и А. С. Пушкин. Здесь жил А. П. Гайдар, пребывал в ссылке М. Горький. С Арзамасом теснейшим образом связана была жизнь преподобного Антония (Медведева), который был настоятелем Высокогорской пустыни, а с 1831 года, по желанию святителя Филарета Московского, — наместником Троице-Сергиевой Лавры.

Вот такая краткая история этого города.

Непосредственно наша паломническая экскурсия началась с Соборной площади, с величественного Воскресенского собора (1814—1841 , арх. М. П. Коринфский).

Это архитектурное сооружение – памятник русскому воинству – построен в честь победы в Отечественной войне с Наполеоном. Как ни парадоксально, но благодаря тому, что в советские годы в нем расположили музей истории религии и атеизма, здесь сохранилось так много старинных икон и святынь, свозившихся сюда с разных округов. Главных святынь в Воскресенском соборе две:  чудотворный Животворящий Крест Господень и чудотворный резной образ Николы Можайского (одна из самых старых в Арзамасе - XVI век). Самая древняя икона  в храме - икона Воскресения Христова (также XVI век) - подарок Ивана Грозного. Располагается она справа от Креста (на фотографии - встроена в большую икону). Еще в этом храме есть икона благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Далее Тамара Федоровна проводила нас до Никольского женского монастыря, в котором монахиня Наталия рассказала об истории святынь этой обители: об иконе Пресвятой Богородицы «Избавление от бед страждущих», иконе Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («изрубленная») и иконе Николая Чудотворца.

Иконы «Избавление от бед страждущих» и Николая Чудотворца были принесены в монастырь совсем черными досками. Постепенно они стали проявляться, явив себя православному миру. В советские годы икону «Достойно есть», богоборцы изрубили на куски, остался лишь этот фрагмент, на котором позже были явлены глаза Пречистой Девы чуть выше того места, где они были вырублены. Эти иконы почитаются как чудотворные, о чем проникновенно рассказывала матушка Наталия.

В г. Арзамас мы так же посетили музей патриаршества, который располагается в здании бывшей ратуши (магистрата), Церковь Рождества Христова (с 1990-х - подворье Серафимо-Дивеевского монастыря) с очень необычным иконостасом, церковь Смоленской иконы Божией Матери в п. Выездное.

В целом, этот древний город с его достопримечательностями, многочисленными храмами и святынями произвел на нас неизгладимое впечатление!

Далее наш маршрут лежат на святую Дивеевскую землю. В Дивеевской округе насчитывается около полутора десятков святых источников. Непосредственно в Дивееве обустроены и освящены пять родников, которые ежегодно посещают десятки тысяч паломников... Мы же отправились на святой источник во имя прп. Серафима Саровского. Погода нам благоволила, было тепло и солнечно. Самые решительные из нашей группы с благоговением и молитвой совершили омовение в этом источнике, чему были несказанно рады и счастливы.

И вот автобус мчит нас в Четвертый Удел Пресвятой Богородицы – в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. В храмах дивеевских хранятся чудотворные иконы, мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских, Дивеевских Христа ради юродивых, которые и после своей смерти продолжают оказывать помощь каждому по вере его... После ознакомительной экскурсии у нас была возможность расположиться на ночлег и подготовится к вечерней службе. Перед вечерней мы приложились к мощам батюшки Серафима и прошлись по Святой Канавке. А после вечерней, прочитав последование ко Святому Причастию, легли спать.

Утром наш путь лежал уже во Владимирскую область – в древний город Муром. Это было утро 8 июля – день памяти святых благоверных покровителей семьи и брака. Это был день семьи, любви и верности.

В этот день нам посчастливилось побывать на архиерейской службе в женском Свято-Троицком монастыре, где покоятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь служили …. (имена архиереев добавить).

Множество паломников со всей России прибыли в этот город поклонится святым угодникам Божиим, приложится к нетленным мощам благоверных супругов, попросить заступничества в браке, благополучного замужества или даровании детей. Нескончаемым потоком, в праздничном настроении, с благоговением и молитвой на устах шли и молодые и пожилые люди.

Прибыв на праздничную литургию заранее, многие из нас приложись к мощам, к иконе святых, исповедались и причастились Святых Христовых Тайн. Доброе отношение монахинь монастыря, красота природы, придавало празднику спокойствие и умиротворение.

После окончания богослужения последовал праздничный крестный ход, а нам предстояло встретиться с нашим экскурсоводом ….

У памятника благоверным Петру и Февронии началось наше знакомство с монастырями и храмами Мурома.

Благовещенский мужской монастырь

На месте Благовещенского мужского монастыря с 12 века стоял деревянный Благовещенский храм, в котором хранились мощи князей Константина, Михаила и Федора, обративших население Мурома в христианство. В 1547 году князья были канонизированы, а в 1552 году в Муроме по пути на Казань остановился Иван Грозный, молился о победе и дал обет в случае победы основать монастырь. Как известно, Казань была взята, царь свое слово сдержал, и в 1553 году монастырь был основан. Тогда же началось строительство Благовещенского собора (перестроен в 1660-е годы, действующий). Монастырь был закрыт при советской власти, но восстановлен в 1991 году. Здесь хранятся мощи святых муромских князей Константина, его сыновей Михаила и Феодора, а также икона преподобного Илии Муромца с частицей мощей святого. Строения монастыря пострадали в годы польской интервенции и от многочисленных пожаров, поэтому часть строений здесь возведено позже. В 1811—1812 гг. вокруг монастыря была построена каменная ограда с башнями по углам. Из более старых строений сохранился Благовещенский собор 1553 г. постройки.

Свято-Троицкий женский монастырь

Троицкий монастырь постройки 17 века. Старейшие здания монастыря — каменная пятиглавая церковь Троицы 1642 г. постройки и возведённая 10 годами позже колокольня. Монастырь привлекает паломников мощами святых Петра и Февронии князей Муромских — покровителей любви и брака. Согласно легенде, они уже в преклонном возрасте приняли монашеский постриг и ежедневно молились о том, чтобы умереть в один день и час, и быть похороненными в одном гробу. В итоге именно это и произошло, однако, вопреки их просьбам, совместное погребение было сочтено несовместимым со званием монахом и их разделили. Но на следующий же день они необъяснимым образом снова оказались рядом друг с другом. С тех самых пор Петр и Феврония считаются покровителями брака и семьи.

Свято-Троицкий монастырь был основан на месте стоявшей тут ранее деревянной церкви; был закрыт в 1921 и вновь открыт в 1991 году. Приблизительно в один год с основанием монастыря построен Троицкий собор (его приделы пристраивались и перестраивались позже). Также к собору была пристроена шатровая многоярусная колокольня, составляющая вместе с собором и надвратной Казанской церковью один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Мурома. В монастыре также сохранились стены с башнями (19 век) и настоятельский корпус (17-19 век). На территории монастыря находится (и летом действует) деревянная церковь Сергия Радонежского (18 в), перенесенная из одной из близлежащих деревень.

Воспетая в былинах земля муромская богата историческими личностями и увековечивающими их святыми местами. Мужские и женские монастыри Мурома неразрывно связаны с историей этого старинного города. Казалось бы, что может быть общего между Иваном Грозным, Петром с Февроньей и муромским князем Глебом? А все они причастны к возникновению муромских монастырей.

Помимо богатой истории и духовного наследия монастыри Мурома еще и очень красивы внешне.

Самый старинный из здешних монастырей — Спасо-Преображенский, основанный князем Глебом, — входит в пятерку старейших монастырей России.

Спасо-Преображенский монастырь — одно из самых древних сооружений на муромской земле: первое упоминание о нём датируется 1096 г. По преданию, монастырь возник на месте укрепленного двора первого муромского князя Глеба. Долгое время он служил одним из главных оборонительных рубежей города.

Как уже говорилось выше, первое упоминание о монастыре найдено в летописях от 6604 года с сотворения мира (1096 года после рождества Христова соответственно). После этого монастырь довольно мирно просуществовал еще пять веков, пока рядом с ним не был воздвигнут Спасо-Преображенский собор, из-за которого в 1616 году монастырь пострадал во время нападения вооруженного отряда литовцев под предводительством пана Лисовского.

Сам Спасский монастырь литовцев особенно не интересовал — просто попался под горячую руку, когда они направлялись в собор за серебряными ризами и драгоценными камнями с икон.

После этого территория монастыря стала постоянно перестраиваться. К 1636 году вокруг него появилась деревянная ограда, а рядом — каменная теплая (в смысле, зимняя) Покровская церковь и каменная же (но уже не теплая) церковь Кирилла Белозерского. Через полвека монастырь обзавелся некоторыми хозяйственными сооружениями и двухэтажным настоятельным корпусом — первой гражданской каменной постройкой во всем городе. Через тридцать лет к монастырю добавилось духовное училище, а еще через тридцать на его территории была построена колокольня. В начале 19 века ограда была заменена на каменную, а ближе к концу века около монастыря был возведен трехэтажный братский корпус. Территория монастыря все это время так и была 200 метров в длину и 150 в ширину, так что, видимо, к этому времени там уже было несколько тесновато.

Ныне это действующий мужской монастырь с собственной пекарней и духовным училищем. Былинный персонаж Илья Муромец приравнен к лику святых и увековечен в иконе Преподобного Илии Муромца в Благовещенском монастыре, отстроенном Иваном Грозным в благодарность Господу за победу над Казанью. Здесь же хранятся частички мощей Преподобного Илии.

Помимо богатой истории и духовного наследия монастыри еще и очень красивы внешне. 

На берегу Оки находится очаровательная Николо-Набережная церковь постройки 1700—1717 гг. в стиле петровского барокко. В народе её называют Никола Мокрый: весной, во время разлива Оки, вода частенько подступает к самым ее стенам. У подножия храма располагается Никольский родник, считающийся целебным.

В Николо-Набережной церкви раньше находились выполненные известным муромским иконописцем Александром Казанцевым изображения двенадцати сивилл, предсказавших рождение Иисуса. Кроме того, здесь хранятся мощи Иулинарии Лазаревской, а поблизости возвышается часовня Богоматерь Живоносный источник.

В Муроме сегодня семь действующих церквей. Еще восемь безвозвратно утеряны.

В основном церкви сооружались на средства местных купцов, содержались ими же и прихожанами. Но есть и особенности. К возведению церкви Николая Чудотворца, например, причастен сам государь Иван Грозный, что впоследствии привлекало внимание и капиталы знатных князей. Здесь до наших дней сохранился старинный иконостас и иконы с дорогим обрамлением.

Николо-Набережная церковь считается чудотворной — здесь можно помолиться и попросить исполнения сокровенных желаний.

Праздничное богослужение, знакомство с храмами и монастырями, памятниками и достопримечательностями Мурома (памятник Илье Муромцу на берегу р. Ока, Окский парк отдыха, памятник основателю телевидения и многое другое) – вот так незабываемо, радостно прошел наш день 8 июля 2015 года. Еще один день в нашей земной жизни стал соприкосновением с вечностью, с самим Богом!

Наполненные Божией благодатью, как сосуд, мы отправились домой. Как важно не расплескать эту благодать по житейским будничным дням! Как важно поделиться ею с близкими, как важно очистившись, не испачкаться вновь земными греховными страстями.

Вот так с Божией помощью, молитвами прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, благ. Петра и Февронии закончилось наше паломничество. Оно нам запомниться на всю жизнь.

 

Наталья ШИЛЯЕВА

   

   

   

   

   

   

   

   


Поделиться...
Просмотров: 771 | Добавил: dimitriy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz