Икона дня

Календарь

Публикации

Публикации
Главная » 2015 » Сентябрь » 12 » Храмы Золотой Руси
20:37
Храмы Золотой Руси

         

С  4 по 10 сентября состоялась паломническая поездка сотрудников храмов Чернушинского  благочиния по святым местам Золотого кольца. Паломники (группа состояла из 7 человек)  побывали в храмах города Владимира, Суздаля, Костромы, Ярославля, Ростова, Переславля Залесского, Сергиева Посада и Александрова.     

   День первый.  Наше духовно-познавательное путешествие началось с города Владимира, столицы древней Руси. Город был основан крестителем Руси Владимиром Красное Солнышко в 990 году.  Своим расцветом он обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу, а младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо сохранил и приумножил столичное великолепие города. Лишь в середине 14 века город уступил свою роль Москве. Паломники познакомились с шедеврами древнерусского зодчества: Золотыми воротами, Дмитриевским и Успенским соборами, храмом Покрова на Нерли. Каждый из этих  памятников имеет свою богатую духовную историю и своё художественное своеобразие. Так, например, Золотые ворота, символизирующие собой память о въезде Иисуса Христа в Иерусалим через Золотые ворота,  были главными воротами северо-восточной Руси, имеющими назначение триумфальной арки. Именно здесь встречали иностранных послов и именитых гостей, победителей и героев сражений: Александра Невского, Димитрия Донского, Александра Суворова. Над аркой находилась надвратная Ризоположенская церковь (сейчас внутри её военно-историческая экспозиция с диорамой осады г.Владимира войском хана Батыя в 1238 году). Много интересного рассказали нам гиды и о Дмитриевском соборе. Этот храм создан в 1197 году в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Всеволода Большое Гнездо. Резной убор собора сделан с большим поэтическим чувством и имеет какой-то сказочный характер, подобно народной вышивке, только вышивка эта в камне! Около1500 рельефов украшают его стены: изображения растений и мифологических животных, святых и библейских праотцов, например,  царя Давида и Александра Македонского, а на северном фасаде рельеф сидящего на троне князя Всеволода. Другой древнерусский памятник - Успенский собор -  имеет более раннюю историю: он заложен князем Андреем Боголюбским в1158 году и мыслился им как главный храм всей Руси. По отделке и обилию золота в ней храм сравнивали с Иерусалимским храмом царя Соломона. Храм вынес немало испытаний: пожар 1185г, варварское разграбление монголо-татар 1238г., польскую интервенцию в Смутные времена. Но каждый раз он возрождался снова и снова. К счастью, в соборе сохранились фрески Андрея Рублёва, расписавшего его в 1408 году. Этот собор послужил княжеским некрополем для Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, отца Александра Невского - Ярослава и др. И сейчас это главный действующий храм Владимиро-Суздальской епархии.

   Следующим местом нашего паломничества стал  поселок Боголюбово Владимирской област. Здесь находится действующий Свято-Боголюбский женский монастырь, который изначально был мужским. Этот монастырь основал Андрей Боголюбский в 1158 г. на реке Клязьме.  Как рассказывает предание, когда он переносил чудотворную икону Божией Матери из Киева, кони остановились в этом месте, никакими силами не смогли заставить их продолжать путь. Пришлось ночевать здесь. Ночью молившемуся в походном шатре князю явилась Богоматерь, велела везти икону во Владимир, а на месте своего явления построить обитель. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом православной Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства.

. Князь построил здесь в 1158 г. храм в честь Рождества Богородицы. В 1174 г. именно здесь, в своей резиденции, князь Андрей Боголюбский был убит заговорщиками-боярами (канонизирован в 1702 г.). На месте убиения нашипаломники преклонили колени. Монастырь пережил многие беды (его неоднократно разоряли монголо-татары), но всегда восстанавливался. Многие русские цари, императрицы, великие князья и княгини приезжали в этот монастырь, в том числе Федор Алексеевич, императоры Петр I, Павел I, Александр  I, Александр II, Николай  II. Святынями монастыря являются пребывающая в Рождественском соборе чудотворная Боголюбская икона Божией Матери (список XIX в.), частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских сподвижников. В храмах этого монастыря мироточат более 40 икон; в 1998 г. засвидетельствовали миротечение настенного образа Андрея Боголюбского в лестничной башне (в сцене убийства). Как утверждают верующие люди, под куполом Рождественского собора явился лик Государя императора Николая II, убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

   Почти две версты шли мы пешком, чтобы увидеть главное чудо Владимирской земли – храм Покрова на Нерли. Он стал первым храмом на Руси, посвящённым празднику Покрова Богоматери, Заложенный князем Андреем Боголюбским в1165 году храм  Покрова на Нерли так легок и светел, словно сложен вовсе не из тяжелых каменных квадр. Все конструктивные и декоративные средства выражения подчинены здесь одной цели - передаче изящной стройности здания, его устремленности ввысь. Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму уносящихся под своды песнопений молящихся в честь Девы Марии. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь. Недаром древние воспринимали художественный образ храма как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Богоматерь. Душа каждого из нас, паломников, в этом святом месте как будто достигла какого-то высшего умиротворения. И казалось, что именно здесь витает святой дух и незримый облик Богородицы. И уходить отсюда совсем не хотелось.

 День второй. Самое интересное, по общему признанию, место нашего путешествия  – город-музей Суздаль. Город поистине  уникальный.

    Начнем с истории. Первое упоминание о Суздале относится к 999 году. В начале XII века при Юрии Долгоруком был центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1157 году, когда Андрей Боголюбский перенёс столицу во Владимир,  княжество стало называться Владимиро-Суздальским. С середины XIII века  столица самостоятельного

 Суздальского княжества. В начале XIV века — столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 году Суздаль вошёл в Великое Московское княжество.

   В 1565 году Суздаль попал в число городов, составлявших опальную Земщину, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно. С XVI века в Суздале ведётся строительство монастырей. Расширяются старые, возводятся новые. К XVI в. существовало 11 монастырей (ныне сохранилось 5 монастырских комплексов). Суздаль становится одним из религиозных центров на Руси. Со средины 20 века он стал музейным комплексом.

  В Суздале мы посетили музей деревянного зодчества, Покровский и Спасо-Ефимьевский монастыри, Кремль и торговую  площадь.  Так, музей деревянного зодчества и крестьянского быта был создан в 1970 году. На открытом воздухе можно увидеть в одном месте деревянные церкви и крестьянские дома, мельницы и колодцы. Очень интересно было зайти в крестьянский дом. Там можно увидеть и двор, побывать во всех комнатах, посмотреть на русскую печь, домашнюю утварь и многое другое. На территории стоят несколько изб хозяев разного достатка. Также есть два колодца. Один – колесный колодец из села Кольцово Селиванского района. Колодцы такого типа назывались «ступальными». Для подъема воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В колодец опускались попеременно две бадьи. Еще один колодец - всем известный колодец с «журавлем».Особенно нас порадовали ветряные мельницы, стоящие посредине поля, на котором можно отдохнуть как бы погрузившись в обстановку старого времени. В мельницы открыт вход, таким образом можно не только посмотреть снаружи, но и понять, как работало это древнее сооружение, снабжавшее мукой наших прапрапрадедов.

    Покровский монастырь. Это действующий женский монастырь. Датой основания Покровского монастыря считается 1364 год, однако архитектурный ансамбль его сложился в XVI веке. Тон всему ансамблю задаёт Покровский собор, возведённый неизвестными мастерами в 1518 году. В соборе не было росписи. Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчёркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делают интерьер изысканным и праздничным. Судьба этой обители необычна. В XVI-XVII веках монастырь стал местом заточения аристократических узниц, местом ссылки опальных цариц и женщин знатных фамилий. Среди его монахинь и стариц были дочь и племянница Ивана III, жена Василия III – Соломония Сабурова, жена царевича Ивана Евдокия, одна из жён Ивана Грозного Анна Василичикова; 19 лет провела здесь первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Печальную память о пожизненных узницах хранит усыпальница в подклете Покровского собора. 

   Спасо-Ефимьев монастырь. Монастырь был основан в 1352 году. Древние стены монастыря укрепляют 12 башен. Главная проездная башня богато украшена поясками, наличниками. На территории монастыря в конце находится Спасо-Преображенский собор конца XVI столетия, монументальный и строгий. Внутри собора – фрески XVII века известных мастеров Гурия Никитина и Силы Савина, нарядным ковром покрывающие все стены внутри собора. Эти росписи полны живых подробностей и жизненных наблюдений. Оригинальна по композиции звонница монастыря. Её облик складывался на протяжении двух столетий. Рядом с собором находится трапезная с Успенской шатровой церковью, которая является одним из уникальных шатровых храмов в Руси. В XVII веке был построен архимандритский дом с высокими кровлями, деревянными галереями и крылечками. А в родовой усыпальнице в 1642 году был захоронен князь Пожарский. Со второй половины XVIII века монастырь служил местом заточения. Тюрьма «безумствующих колодников» (старообрядцев, еретиков, среди которых был известный монах- предсказатель Авель) была открыта в Суздале по указу Екатерины II. Наиболее ярким впечатлением от увиденного в этой обители стал импровизированный концерт звонаря самой высокой в Суздале колокольни.           Суздальский Кремль служил первоначально ядром, вокруг которого разросся средневековый ансамбль Суздаля. На рубеже XI-XII веков здесь была сооружена крепость, окружённая кольцом земляных валов. По валам были возведены бревенчатые стены с башнямиВ кремле находится древнейшее сооружение города – собор Рождества Богродицы XIII-XVI веков, выстроенный на месте собора времён Владимира Мономаха. Собор был сложен из пористого известняка и украшен рельефами, масками и пояском. Его фасады украшены скульптурными женскими масками, а перспективные порталы и аркатурно-колончатый пояс – растительным орнаментом. В южном и западном притворах сохранились древние двустворчатые двери «златые врата» XIII века, выполненные в технике «огневого золочения». Изображения на них посвящены жизни Христа, Богоматери, деяниям архангела Михаила – покровителя русских князей.

 

День третий. В этот день мы посетили два самых крупных города нашего паломнического маршрута: Ярославль и Кострому. В Ярославле мы побывали в соборе Ильи Пророка и митрополичьих палатах, кафедральном Успенском соборе и в часовне Александра Невского.

    Храм Ильи Пророка — это великолепный памятник старины и самая известная достопримечательность Ярославля. Пожалуй, её можно назвать даже визитной карточкой города. По тому культурно-историческому значению, которое имеет этот храм для областного центра, его можно сравнить с Собором Парижской Богоматери в Париже или Сикстинской капеллой в Ватикане. Лёгкая, стремящаяся ввысь, и одновременно монументальная церковь, словно магнит притягивает восхищённые взгляды. Любуясь этим произведением рук человеческих, остаётся только догадываться, каким неземным талантом нужно обладать, чтобы создать такой шедевр.

   Дата возведения храма известна доподлинно. Он был построен в 1647-1650-х годах на месте первых деревянных церквей, созданных ещё при Ярославле Мудром при заложении самого города. Средства на постройку выделили одни из самых богатых ярославских купцов братья Скрипины. 

     Митрополичьи палаты — один из немногих дошедших до нас памятников гражданской архитектуры XVII столетия. Располагается величественное здание палат на Волжской набережной. Именно это место три столетия назад для своей резиденции определил митрополит Ростовский и Ярославский Иона. Фасады Митрополичьих палат были богато украшены. Часть декора сохранилось в кирпичной кладке, но большая часть утрачена. А в XVIII веке история палат продолжилась. Уникальная постройка стала местом сосредоточения общественной и политической жизни города. В 1763 году в палатах остановилась сама Екатерина II. Четыре года спустя императрица вновь побывает в Ярославле. И вновь для своей резиденции царственная особа выберет полюбившееся ей место. Сегодня в здании палат располагается музей древнерусского искусства. В его экспозициях собраны уникальные иконы и образцы живописи, в том числе домонгольского периода. 

  Успенский кафедральный собор на стрелке Волги и Которосли — это уникальное архитектурное украшение и достояние Ярославля. Со всего мира сюда приезжают ценители прекрасного, верующие, паломники, чтобы лично его лицезреть и вознести в нем молитвы Богу. Но так было не всегда! Удивительна история Успенского собора, который берет свое начало с 1215 года. «Ростовский князь Константин заложи церковь Успение Богородици на Ярославли», — так говорит летопись. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в неизменном изначальном виде просуществовала всего лишь до нач. 16 века (1501 г.). В середине 20 века (1937 г.) она подвергается полному разрушению и достаточно долгое время на её месте растут только деревья. Только в 2004 году окончательно утверждается идея воскрешения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Инициатором возрождения нового собора на месте утраченного стал меценат Тырышкин Виктор Иванович, сделав удивительный подарок Ярославлю. В нйее находятся: чтимый список Ярославской иконы Божией Матери, ковчеги с мощами ярославских святых князей XIII века Константина и Василия Всеволодовичей, мощи святых князей Ярославских Феодора, его детей Давида и Константина  Успенский собор украшает самая большая в мире надвратная изразцовая икона Успения Божьей матери площадью 37 м.

     В сквере на улице Андропова возвышается небольшой, но очень нарядный и поражающий своей изысканной архитектурой храм-часовня Александра Невского, построенный из красного кирпича в 1892 году. Она была возведена в память о том, как 17 октября 1888 года при крушении поезда чудесным образом спаслась семья Александра III. Вскоре ее освятили в честь всех небесных покровителей членов царской семьи. Церемония закладки была произведена духовенством собора днем 17 октября 1889 года. Дубовый резной иконостас для часовни Александра Невского выполнили по рисунку главного архитектора, а иконы для него были заказаны великому палехскому мастеру Федору Галанову. Часовня представляет собой великолепный шатровый храм, который обладает одной апсидой, украшенной декоративной главой, выполнена в классическом русском стиле и напоминает невысокую колокольню, которая богато украшена кирпичным декором, весьма характерным для архитектуры XVII в.

   Кроме того, мы побывали у памятников Ярослава Мудрого и Н.А.Некрасова, увидели место клятвы Дмитрия Пожарского. Памятник-стела «Клятва князя Пожарского» - это стела, посвящённая 1000-летию основания Ярославля. Она установлена на территории историко-архитектурного музея-заповедника в 2010 году. Стела имеет форму огромного арочного окна. В оконном проёме в мозаичной технике выполнена картина «Клятва князя Пожарского».  Именно отсюда повёл своё ополчение знаменитый воевода на Москву.

Кострома. Неизменным интересом пользуется в древней Костроме  Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно в  Ипатьевском монастыре, основанном предками бояр Годуновых, в 1613 году был призван на царство юный Михаил Романов. С той поры сами Романовы называли Кострому «родным городом» и практически все особы царской семьи Романовы посетили эту древнейшую православную обитель. Сейчас в Ипатьевском монастыре открыты экспозиции, повествующие о вкладах Годуновых и Романовых в эту обитель, а также представлены уникальные образцы фресковой живописи и древнерусского иконописного искусства.

 Пленяет своим величием и Богоявленско-Анастасиин монастырь, в котором хранится российская святыня – Феодоровская икона Божией Матери, которую почитали Романовы и весь российский народ. Каждый из наших паломников тоже прикоснулся к этой святыне.

 Одним из ключевых достопримечательностей Костромы по-прежнему остаётся центральная часть города, которую туристы нередко именуют «маленьким уголком Европы». Здесь сохранился целый ряд достопримечательностей историко-культурного наследия, которыми восторгаются туристы со всего мира. Это и Пожарная каланча, увидев которую русский император Николай I воскликнул: «Такой нет и у меня в Петербурге!», это и сохранившийся ансамбль Торговых рядов, и Гостиный двор,  и многое другое.


  День четвёртый.  Программа этого дня была довольно обширной. Мы побывали в Ростове Великом, Переславле Залесском и прибыли в Сергиев Посад. Ростов Великий, один из самых древних городов Руси, удивил нас красотой и величием Кремля. Всем показались очень знакомыми многие его места. И не случайно. Оказалось, что именно здесь снимался известный художественный фильм «Иван Васильевич меняет профессию»! Ростовский Кремль — уникальный памятник архитектуры, аналогов которому нет в нашей стране. Эта достопримечательность Ростова не просто удивительно красива. Она поражает своей статностью и гармоничностью. Об особой ценности и самобытности этого памятника наглядно свидетельствует тот факт, что Кремль в Ростове вошёл в топ 10 конкурса «Россия 10». В рамках этого проекта люди голосовали за самые значимые достопримечательности, которые определяют культурный облик страны. Рассматриваемый памятник культуры вошёл в их число, наряду с Петергофом, Троице-Сергиевой лаврой, Кижами и т.д.                                       За что это ростовское чудо было удостоено народом такой чести? Причин множество. И главная из них связана с его богатой историей. Архитектурный комплекс, который мы сейчас называем кремлем, был создан в середине XVII века. Его создатель, ростовский митрополит Иона Сысоевич, был незаслуженно лишён возможности стать патриархом всея Руси. А потому все свои силы этот деятельный человек направил на духовное развитие родного края. Он решил возвести в городе настоящую крепость, внутри которой бы располагались храмы необычайной красоты. За основу своей задумки митрополит взял библейскую легенду о райском саде. Решать столь сложную задачу был приглашён московский зодчий Петр Иванович Досаев. Им были построены главные здания архитектурного ансамбля:

  • церковь Спаса Нерукотворного,
  • церковь Воскресения,
  • церковь Григория Богослова,
  • Белая и Красная палаты,
  • Самуилов корпус и др.

  Все здания были выполнены в едином стиле, но при этом отличались самобытностью и оригинальностью. Кремлёвские постройки всем очень понравились и запомнились своей красотой и величием. 

    В Переславле Залесском мы побывали в старом центре города и увидели два рядом стоящие храма: церковь Александра Невского и церковь Покрова Пресвятой Богородицы, поражающие остатками былой красоты. Площадь с памятником Александру Невскому в центре граничит с востока с главным храмом города - Спасо-Преображенским, который сейчас активно реставрируется. Храм относится к Владимирской школе зодчества и во многом напоминает храм Покрова на Нерли.

  И вот мы в самом сердце русского православия – Сергиевом Посаде. С нетерпением ждём, когда же появятся знакомые по фотографиям очертания Троице-Сергиевой лавры. И вот она наша Лавра, при виде которой трепещет сердце русского человека!

    Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе: преподобные Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918).

   В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.

В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей и другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год.

В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

  Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).

   За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской духовной культуры.

     С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве..

  Наши паломники после экскурсии по Лавре устремились в святая святых- Троицкий собор, дабы прикоснуться  к главной святыне – мощам Преподобного Сергия Радонежского.

 

 День пятый. День начался с участия в богослужении в храме Святой Троицы в Лавре. Литургия началась в 6 часов30 минут. С особенным чувством каждый из паломников молился Всевышнему в этом храме, как будто ощущая рядом присутствие святого Сергия. В благоговейном настроении вышли мы из храма: сподобил Господь побывать на службе в самой Лавре! В 12.00 мы отбыли из Сергиева Посада с одной общей сожалеющей мыслью: подольше бы помолиться в этих святых стенах!  Автобус быстро мчится по полям Подмосковья, и вот мы уже в Александровой слободе.

   Высоко на холме, над рекою, в зелени могучих лиственниц и лип белеет, манит к себе древний и таинственный Александровский кремль. В нём сгусток времён, пять веков русской истории, былое величие, слава загородного дворца и опричной столицы Ивана Грозного, прекрасные произведения средневекового искусства. В Александровской слободе открыт музей и действует Успенский женский монастырь.

    На протяжении 17 лет Александровская слобода была фактической столицей России.

В декабре 1564 года Иван Грозный переезжает в Александровскую слободу «от многих каменных дел», чтобы «его, государя, Бог наставил». Хорошо укрепленная резиденция превратилась в негласную столицу России и центр опричнины. В то же время царь, воспринявший византийские идеи и обычаи, приглашал сюда лучших зодчих и иконописцев. Ансамбль Александровского Кремля по своей красоте и величию уступал лишь Московскому Кремлю.  Покровская церковь (XVI—XVII вв.) — великокняжеский домовый храм, примыкающий к царским палатам, Распятская церковь-колокольня(XVI—XVII вв.) и   пристроенные к ней иноческие кельи царевны Марфы Алексеевны (Марфины палаты), Троицкий собор(XVI—XVII вв.), Успенская церковь (1577г.) – все эти храмы построены по повелению.Иоанна Грозного.

    Со всей страны в слободу были свезены лучшие певцы и музыканты. Грозный царь и сам принимал участие в «сочинительстве» музыки. В слободе была открыта первая в России провинциальная печатня, где в 1577 году Андроник Невежа, ученик первопечатника Ивана Федорова, выпустил «Псалтирь Слободскую». Здесь же работала книгописная мастерская, где был составлен Лицевой летописный свод. Возможно, в Александровской слободе также хранилась знаменитая библиотека Ивана Грозного, основу которой составляли книги из собрания бабки царя, Софьи Палеолог (ок. 1455-1503). Рассказ экскурсовода о первом русском государе Иване Грозном, обычаях прошлых столетий сопровождается показом редких экспонатов на музейных выставках и экспозициях: "Государев двор в Александровой Слободе", "Царственные особы в слободе", "Столовая палата XVI в. в дворцовых постройках царя Ивана IV", "Царь Иван IV Грозный в живописи", "Сенник постельный", "Сокровища трех веков", "Царская квасная", "Нравы нашей старины".  Удалось их увидеть и нашим паломникам. В Александрове мы соприкоснулись с древней историей Русского государства, с нравами и обычаями царского двора, с их преданностью вере, неистовством в молитвенном стоянии и стремлением к раскаянию.

  Вот и  закончился наш паломнический маршрут. Что мы увезли с собой? Чем наполнились наши души? 

     Известно, что путешествие к святым местам - это важная часть православного образа жизни. Вместе с тем для многих наших современников, особо нуждающихся в духовном наставлении и научении, дорога к святым местам становится началом пути ко Христу. «Что ждет человек, отправляясь в паломничество? Главным в таком путешествии является не рассказ экскурсовода, не фотографирование на память, а молитва и поклонение святыням, участие в богослужениях, то есть то, что духовно питает и укрепляет. Вместе с тем большинство людей, которые приезжают на экскурсию в храм или монастырь, прежде всего нуждаются в просвещении. Для тех, кто только недавно начал интересоваться церковной жизнью, такая поездка может стать началом его пути в Церковь», -  писал  редактор журнала «Православный паломник» архиепископ Егорьевский Марк (Головков). Совершая поездку к святому месту, поклоняясь святыни, к источнику духовной нравственности и чистоты, мы очищаем свою душу, совершаем Богоугодное дело и духовно возрождаемся. И дай Бог, чтобы наша паломническая поездка дала каждому из нас это духовное возрождение!

   

Нина СИВОВА


Поделиться...
Просмотров: 441 | Добавил: dimitriy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz