Икона дня

Календарь

Публикации

Публикации
Главная » 2018 » Август » 10 » Оказывается, в составе Чернушинского благочиния находятся три села, в которых в разное время служили священнослужители из рода Маминых
06:44
Оказывается, в составе Чернушинского благочиния находятся три села, в которых в разное время служили священнослужители из рода Маминых

Мамины… При упоминании этой фамилии прежде всего вспоминается известный русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк. Благодаря наличию в семье Маминых такой, выражаясь современным языком, медийной персоны, им посвящено довольно много исследований и публикаций. Но по той же самой причине ограничиваются они только ближайшими родственниками Дмитрия Наркисовича и местами их непосредственного проживания. Мы знаем, что будущий писатель родился в 1852 году на Висимо-Шайтанском заводе в семье священника Наркиса Матвеевича Мамина. Позднее о. Наркис Мамин был переведен в Нижнюю Салду, где и скончался от воспаления легких в январе 1878 года. Его сын Дмитрий взял на себя все заботы о семье – матери, братьях и сестре. С 1878 г. Мамины жили в Екатеринбурге, а сам Дмитрий Наркисович в 1891 г. переехал в Санкт-Петербург. 
Таким образом, жизнь Маминых на Урале принято связывать с бывшими Екатеринбургским и Верхотурским уездами Пермской губернии, ныне входящими в состав Свердловской области. Между тем род Маминых отнюдь не ограничивался семьей Наркиса Матвеевича, и его представители, которые в большинстве своем были церковнослужителями, проживали и на территории современного Пермского края. Более того, их служение было тесно связано также с населенными пунктами, относящимися ныне к Чернушинскому благочинническому округу. Некоторые из них обрели здесь последнее пристанище. 
Родословная первых Маминых достаточно подробно изучена и описана исследователями-краеведами А. Ф. Коровиным, И. А. Дергачевым, А. Г. Мосиным, Ю. В. Коноваловым1. Первым священнослужителем в роду Маминых был Василий Игнатьевич, служивший с 1712 г. священником церкви села Истокского. Оно находится в Каменском городском округе Свердловской области, в 43 километрах от города Каменск-Уральский. Внук Василия, Григорий Егорович, был священником церкви Щербаковской слободы. Известны четверо сыновей Григория Мамина – Никита, Матвей, Степан и Лука. Матвей Григорьевич был предком Д. Н. Мамина-Сибиряка, и родословная этой ветви изучена довольно подробно. Пермские же (в современном географическом значении этого термина) Мамины являлись потомками старшего из братьев, Никиты Григорьевича. 
О самом Никите известно крайне мало. Есть сведения, что он учился в Тобольской семинарии; служил дьячком при Вознесенской церкви Багарякской слободы, затем – диаконом в Щербаковской слободе. Умер довольно рано, во всяком случае, со второй половины 1780-х годов нигде не упоминается. 
Его сын Антоний с 1795 г. состоит пономарем при церкви Багарякской слободы, где служит священником его дядя Степан Григорьевич. В 1816 г. Антоний Мамин рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Истокского. По исповедным и клировым ведомостям удалось установить состав его семьи – жена Зоя Михайловна и дети Надежда 1807 г.р., Марфа 1810 г.р., Мавра 1813 г.р., близнецы Никита и Андрей, 1815 г.р., Алексей 1820 г.р. и Димитрий 1823 г.р. В ревизской сказке 1833 года находим информацию о дальнейшей судьбе сыновей Антония Никитича: Мамин Андрей Антониев, дьячок церкви Уктусского завода; Мамин Никита 18 лет – обучается в низшем отделении Пермской семинарии, Мамин Алексей 14 лет – обучается в Далматовском уездном училище, Мамин Димитрий 11 лет – обучается в Далматовском приходском училище. В 1843 году Антоний Никитич был почислен за штат. Скончался он в 1849 г. в возрасте около 70 лет (точный год его рождения неизвестен) в селе Дальне-Дубровском Оханского уезда, где в это время служил священником его младший сын Димитрий. 
Из четырех сыновей Антония Никитича двое младших – Алексей и Димитрий – окончили Пермскую духовную семинарию. Алексей и его потомки (сын Димитрий и внуки Петр, Василий и Евграф) служили в Екатеринбургском уезде, первые четверо священниками, Евграф – псаломщиком. Никита Антонович, один из старших братьев, вероятно рано умер – во всяком случае, после ревизии 1833 года никаких упоминаний о нем обнаружить не удалось. Потомки второго брата-близнеца, Андрея Антоновича, дьячка церкви Уктусского завода в 1833 году, также служили в Зауралье, на территории современных Свердловской и Челябинской областей. Родоначальником пермской ветви священнической семьи Маминых стал Димитрий Антонович – большинство его потомков (кроме одного из сыновей, Алексея Димитриевича) служили именно на территории современного Пермского края. Более того, проживший долгую жизнь и значительно переживший своих старших братьев, он фактически был старейшиной в роду церковнослужителей Маминых. 
Димитрий Антонович Мамин родился в селе Истокском в 1823 году. Учился в Далматовском училище, затем – в Пермской духовной семинарии. Семинарию окончил по второму разряду в 1844 году. В декабре 1844 г. рукоположен во священника к Сретенской церкви Бизярского завода в Осинском уезде. В 1848 г. переведен к Георгиевской церкви села Дальне-Дубровского Оханского уезда. Был женат на дочери диакона Михаило-Архангельской церкви Ново-Юрмыцкого (Вновь-Юрмыцкого) села Камышловского уезда Федора Игнатьева Павле Федоровне. В их семье было четверо сыновей – Николай, Антоний и Димитрий и Алексей. Все четверо окончили семинарию и были священниками. 

В мае 1852 г. Димитрий Антонович переведен к Успенской церкви села Алтыновского Красноуфимского уезда. Здесь, в Алтыновском, он прослужит почти 40 лет, до 1890 года. После его перевода на другое место службы, в 

Алтыновском несколько лет (1890-96 гг.) будет служить его сын Димитрий Димитриевич. 

В начале 1890 года Димитрия Антоновича переводят из Алтыновского на Верхне-Сергинский завод, где он прослужит около полутора лет: в июле 1891 года он был почислен за штат. Заметим, что Димитрию Антоновичу уже почти 70 лет. Тем не менее, пробыв полтора года «заштатным», в январе 1893 года он будет определен священником церкви Монастырского села Чердынского уезда, где и прослужит последние три года своей жизни. Скончался Димитрий Антонович Мамин в Монастырском в 1896 году. 
На основе обнаруженных архивных материалов по Алтыновской церкви удалось составить некоторое впечатление о характере Димитрия Антоновича: судя по всему, его взаимоотношения с жителями Алтыновского складывались непросто. Свидетельства этому можно найти в клировых ведомостях Успенской церкви: в 1872 г. священник Мамин «привлекался к следствию по ответственности в уничтожении межевых знаков», что, впрочем, было оставлено без наказания; в 1873 г. – «состоял под следствием по жалобам прихожан»; в 1875 г. – «привлекался за отвлечение церковных сторожей от их обязанностей на свои работы, за угрозы и выговоры»2. В документах Красноуфимского уездного земства Димитрий Антонович также описывается, как человек «характера очень упрямого, … неспокойного нрава, постоянно судящимся с кем-нибудь или по многочисленным жалобам состоящий под разными следствиями»3. Логично предположить, что эти обстоятельства и могли послужить причиной его перевода на новое место. Однако, при этом следует отметить, что в клировых ведомостях присутствуют и положительные отзывы о деятельности священника: мы видим, что он в разные годы награждался за «труды по училищу», «усердное прохождение учительской должности», «отличное усердие при ведении дела постройки Алтыновской церкви». 
Успенская церковь в селе Алтыновском (ныне это с. Алтынное Октябрьского района) построена в 1834 г. «тщанием прихожан». Первый престол освящен в 1840 г. Это было третье здание церкви в селе, предыдущие, деревянные, сгорели. В клировой ведомости за 1852 год читаем: «Здание каменное, с такой же колокольней, каменная ограда. Престола два, в холодном приделе во имя Успения Божьей Матери, в теплом – во имя Георгия Победоносца. Причт – священник, дьяк, дьячек, пономарь». В 1866 г., как раз при Димитрии Антоновиче, добавился новый (теплый) престол − в честь пророка Ильи. 
Если во второй половине ХIХ века село Алтыновское было крупным волостным центром Красноуфимского уезда (в 1851 году в приходе церкви было 372 двора, население составляло около 2 500 человек − 1175 мужских и 1329 женских душ), расположенным на довольно оживленном тракте, то современное Алтынное − пограничное, расположенное в 8 км от границы со Свердловской областью, а дорога в него − тупиковая. Население села не превышает 500 чел. 
В 1930-х годах Успенская церковь в Алтынном была закрыта. Длительное время здание было заброшено, сейчас храм возвращен Церкви, но находится в довольно плачевном состоянии. От церковной ограды остались лишь столбы ворот из белого известняка и каменная лестница. 
В Октябрьском районном музее мне передали рассказ одного из местных жителей, который много лет назад был в Алтынном и в свободное время решил осмотреть заброшенную церковь. У северной стены храма он увидел надгробную плиту и сумел прочесть на ней фамилию: Мамина. «Уж не родственница ли это писателя Мамина-Сибиряка?» – подумал он. На этот вопрос мы, скорее всего, можем ответить: захоронение возле храма, вероятно, принадлежит жене священника Павле Федоровне, скончавшейся около 1884 г. Определенно это можно сказать, только обнаружив саму плиту (которая сейчас возможно скрыта под руинами обрушившейся стены), либо какие-то дополнительные свидетельства. Что же касается родства с писателем – Димитрий Антонович Мамин был троюродным братом его деда, Матвея Петровича. 
Старший сын Димитрия Антоновича, Николай Димитриевич Мамин, родился в 1845 г. в Бизярском заводе. В 1866 году окончил Пермскую духовную семинарию. В ноябре 1866 года рукоположен; всю жизнь прослужил в Пермском уезде: в церквях сел Усть-Сылвинского (1866-72), Калинского (1872-75) и, наконец, с 1875 г. более 20 лет, до своей кончины – в Архангело-Пашийском заводе. Сведений о семье самого Николая Димитриевича найти не удалось. В клировой ведомости 1876 года он уже указан вдовцом, детей у него, вероятно, не было. 
Н. Д. Мамин скончался от чахотки в марте 1896 г., пережив своего отца всего на два месяца. Был погребен в ограде Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви. Николай Димитриевич был одним из немногих, если не единственным, служившим на этом месте столь продолжительное время, и при этом умершим в действующем сане. Свято-Троицкий храм в ХХ веке, как и многие другие, постигла печальная участь: в советское время были различные попытки использовать здание для других нужд, но с конца 1960-х годов оно фактически заброшено и сейчас находится в руинизированном состоянии. Церковная ограда также была разрушена, находившиеся в ограде надгробные памятники были вывезены. Есть информация, что часть из них сохранилась. 
Второй из братьев, Антоний Димитриевич, родился в 1847 г. В 1866 г., одновременно со старшим братом, окончил Пермскую духовную семинарию. В том же году рукоположен. Места его священнической службы: села Дворецкое (1866-69) и Кызвинское (1870-86) Оханского уезда, Асовское Кунгурского уезда (1886-88), Кольцовское Пермского уезда (1888-93), Верх-Язвинское Чердынского уезда (1894-97), Бубинское Оханского уезда (1897-1902). В 1902 году почислен за штат. Скончался в 1908 г. Трое из сыновей Антония Димитриевича продолжили семейную традицию и были церковнослужителями. 
Третий сын Д. А. Мамина – Димитрий Димитриевич – родился в 1848 г. В 1870 году окончил Уфимскую духовную семинарию. 
С биографией Димитрия Димитриевича, его учебой в семинарии и женитьбой связан один интересный документ. В сентябре 1867 года в «Пермских епархиальных ведомостях» помещено сообщение, из которого следует, что Димитрий Антонович просил определить его исключенного из семинарии сына Димитрия на диаконское место при Ревдинской церкви Екатеринбургского уезда, с условием вступления в брак с дочерью умершего священника Лебедева Юлией. Приведена и резолюция на этом прошении пермского архиепископа Неофита: «прошение священника Мамина… по силе вновь состоявшегося закона, удовлетворено быть не может. Объявить ему о сем чрез епархиальные ведомости». То есть Димитрий Димитриевич, вероятно в начале 1867 года, был по какой-то причине исключен из семинарии и отец занимался, выражаясь современным языком, его трудоустройством. А достоянием печати это стало, скорее всего, вот по какой причине. 
«По силе вновь состоявшегося закона» – здесь речь идет об Указе Святейшего Синода от 26 июня 1867 года за №30, которым отменялась существовавшая ранее практика закрепления мест умерших церковнослужителей за их родственниками. Причем если такое место закреплялось за девицей, то у нее образовывалось приданое в виде места службы для будущего мужа. Эта практика, безусловно, порождала серьезные неудобства для церковного управления. Вероятно, в связи с ее недавней отменой, правящий архиерей и решил придать отказу в прошении «публичный» характер, распорядившись напечатать об этом в епархиальных ведомостях – дабы показать практическое применение нового порядка другим потенциальным просителям. 
После этого Димитрий Димитриевич, судя по его дальнейшей биографии, восстанавливается в семинарии. А на Юлии Лебедевой он женится позже, после окончания семинарии, в 1871 году. Вот так получилось, что вопрос бракосочетания будущего священника обсуждался на высоком уровне, с размещением информации в печати. 
Юлия Лебедева была дочерью священника Шерьинской церкви Петра Дионисиевича Лебедева. На его месте в Шерьинском в 1867 году служит его младший брат Михаил Дионисиевич. Старший, Иоанн Дионисиевич – протоиерей пермского Петропавловского собора, автор духовных песнопений. 
По окончании семинарии Димитрий Димитриевич некоторое время служит учителем Богородского сельского училища. Осенью 1871 года он рукоположен в сан священника и определен к церкви села Вильвинского, Чердынского уезда. Через полтора года, в начале 1873 г., его переводят к церкви Юго-Камского завода Пермского уезда, а еще через два – в село Сивинское Оханского уезда, пермскую вотчину помещиков Всеволожских. Здесь он прослужит помощником настоятеля до лета 1882 года. Затем на протяжении восьми лет Димитрий Димитриевич Мамин – настоятель церкви села Ново-Ильинского Пермского уезда. В конце 1890 года он переведен на место отца в Алтыновское. Здесь Димитрий Димитриевич прослужит чуть более пяти лет. В 1896 г. он несколько месяцев (с апреля по август) «был за штатом по болезни», затем, в августе 1896 года, был определен к Николаевской церкви Калиновского села Осинского уезда, где прослужит четыре года. Скончался Димитрий Димитриевич в Калиновке 21 августа 1900 г. Был похоронен в церковной ограде. 
Церковь в Калиновке построена в 1881 году. Здание церкви и колокольня деревянные. Освящена 1 декабря 1881 г. в честь Святителя Николая Чудотворца. Позднее, в 1886 г., вокруг церкви была построена ограда. На церковной земле были построены дома для церковнослужителей. Также к церкви относилось здание церковно-приходской школы. Школа была построена «на счет церкви» и открыта в 1885 г., при ней имелась небольшая библиотека и общежитие для приходящих учеников. К приходу церкви в 1890-е годы, помимо села Калиновки, относилось девять деревень; численность прихожан (по данным 1897 г.) – 1668 душ мужского и 1832 женского пола, всего 432 двора. 
В октябре 1935 г. на общем собрании колхозников и единоличников села Калиновка было принято решение о закрытии церкви, как «гнезда вредительства колхозному строю» и передаче ее здания под культурное учреждение. Здание церкви с некоторыми перестройками существует и поныне, здесь находится Дом культуры. 
По архивным источникам удалось выяснить, что помимо о. Димитрия Мамина, умершего в 1900 г., в ограде Калиновской церкви был похоронен умерший шестью годами ранее священник Федор Васильевич Соколов. Он был первым священником, служившим в этом храме – с 1881 по 1894 годы. Именно его стараниями в Калиновке была устроена церковно-приходская школа. Место погребения священников сейчас никак не отмечено – за прошедшие сто с лишним лет надгробные памятники были утрачены, но жителям села оно известно. Таким образом, есть надежда, что со временем удастся поставить там памятный знак. Интересно, что погребенные здесь священники связаны не только служением в одном храме, но и родственными узами – 6 февраля 1898 года, уже после кончины о. Федора Соколова, его младший брат Иоанн Васильевич, на тот момент псаломщик Аряжской церкви, здесь, в Калиновке, венчался с дочерью о. Димитрия Мамина – Павлой Димитриевной. 
Дальнейшую судьбу вдовы Димитрия Димитриевича, Юлии Петровны Маминой, пока выяснить не удалось. По опубликованным данным Пермского Епархиального Попечительства и адрес-календарю за 1909 г. известно только, что она проживала в Алтыновском и служила просфорней в Алтыновской Успенской церкви. 
Их единственный сын, второй Димитрий Димитриевич, родился в 1872 году. Начинает карьеру он, как и полагается сыну священника, с обучения в Пермском духовном училище. Во всяком случае, в разрядных списках училища за 1884 и 1885 годы есть сведения о переводе Димитрия Мамина соответственно во 2-й и в 3-й класс. К сожалению, разрядные списки Пермского духовного училища за последующие годы по какой-то причине не были опубликованы и в архивах не сохранились. Если Димитрий не оставил учебу, то он вероятно окончил училище в 1887 году, но это требует подтверждения. Удалось также обнаружить свидетельство начала его «трудовой деятельности»: просматривая метрические книги Свято-Троицкой церкви Архангело-Пашийского завода, где служил его дядя Николай Димитриевич, в записях 1890 года я обнаружил подпись: «И.д. псаломщика Димитрий Мамин». Здесь Димитрий прослужил какое-то время вероятно с 1889 года (за этот год метрическая книга, к сожалению, не сохранилась) по август 1890-го. Впоследствии, по неизвестной причине он отказался от духовной службы в пользу гражданской – служил в акцизном ведомстве сначала Пермской, а затем Томской губернии. Скончался в 1908 году в г. Бийске. 
Помимо сына Димитрия, у Димитрия Димитриевича и Юлии Петровны Маминых было пять дочерей: Александра, умершая в младенчестве (1874-1876); Алевтина (1875 г.р.), с 1892 г. замужем за псаломщиком Алтыновской церкви, впоследствии священником Вениамином Задориным; Павла (1878 г.р.), с 1898 г. замужем за псаломщиком церкви Аряжского, позднее Савинского сел Иоанном Соколовым; Елизавета (1885 г.р.); Анна (1890 г.р.). Их дальнейшая судьба, к сожалению, пока неизвестна. 
Наконец, младший из четырех сыновей Димитрия Антоновича, Алексей Димитриевич, родился в 1850 г. Окончил 5 классов Уфимской духовной семинарии в 1873 г. Служил учителем Бирского сельского училища; рукоположен в 1875 г. Места службы: села Аверинское Екатеринбургского уезда (1875-85), Усть-Миасское Шадринского уезда (1885-89), Костинское Ирбитского уезда (1889-90). Скончался в 1890 г. 
Из поколения внуков Димитрия Антоновича церковнослужителями стали трое сыновей Антония Димитриевича – Анатолий, Антонин и Аполинарий. По данным «Пермских епархиальных ведомостей» удалось проследить их судьбу до 1918 года. 
Анатолий Антониевич Мамин родился в 1869 г. В духовных учебных заведениях не обучался, окончил 7 классов Пермской гимназии. В 1889 г. принят на духовную службу – псаломщиком к церкви Ильинского села Пермского уезда. Впоследствии служит псаломщиком при церквях Голубятского села Пермского уезда, Стефановского села Осинского уезда. В 1896 г. переведен к церкви Кинделинского села Кунгурского уезда и рукоположен в сан диакона; затем, в 1901 г., – в сан священника. В Кинделинской церкви Анатолий Мамин прослужит до 1907 г., затем в 1907-14 гг. он будет служить в церкви Кыновского завода. В марте 1914 г. перемещен на вновь открытую вторую священническую вакансию к церкви села Сылвы (ныне – Сылвенск). Согласно клировой ведомости за 1915 год, у Анатолия Мамина были две дочери – Анна (1888г.р.) и Ольга (1898 г.р.). Судьбу Анатолия Мамина и его семьи после революции выяснить не удалось. 
Антонин Антониевич Мамин (1870 г.р.) окончил Пермское духовное училище; поступил в семинарию, однако после первого курса «увольняется из семинарии по прошению», и вскоре определен псаломщиком церкви села Черновского Оханского уезда. Впоследствии служил псаломщиком при церквях Соликамского и Чердынского уездов. В январе 1918 года почислен за штат. Его сын Семен (1896 г.р.) в 1906-1909 гг. учился в Соликамском духовном училище. Судя по опубликованным разрядным спискам, училище он не окончил. 

Аполинарий Антониевич Мамин (1872 г.р.) учился в Пермском духовном училище, но в 1885 г. был уволен из 1-го класса «по малоуспешности». В 1889-1911 гг. служил в церкви села Нердвы Соликамского уезда; сначала псаломщиком, в 1905 г. рукоположен в сан диакона. В 1911 г., вероятно, за какие-то проступки или упущения по службе, переведен к церкви села Богомягкова Оханского уезда «в видах пользы службы, с подчинением надзору благочинного и настоятеля церкви, где и скончался в начале 1913 г. Аполинарий был многодетным отцом – на страницах «Пермских епархиальных ведомостей» в списках учащихся духовных училищ в период 1905-15 гг. неоднократно встречаются его дети. 
Сын Аполлинария, Николай Аполинариевич Мамин, родился в 1894 г. В 1911-м окончил Соликамское духовное училище, в 1912 г. определен псаломщиком к церкви села Ревизы Осинского уезда. Есть сведения, что в 1918 г. он был арестован белыми за помощь красноармейцам и несколько месяцев находился в заключении в г. Сарапуле, освобожден Красной Армией; некоторое время служил ротным писарем. Позднее, вероятно – около 1920 года, был рукоположен в сан священника, служил в с. Ошья Больше-Усинского района. В августе 1937 г. арестован Больше-Усинским отделом НКВД и приговорен за «распространение контр-революционной пропаганды» к 10 годам лишения свободы. В 1939 г., на основании заявления жены о. Николая, Марии Павловны, направленного еще годом ранее наркому внутренних дел Ежову, его дело пересматривалось, даже производился допрос дополнительных свидетелей. Однако приговор был оставлен без изменения. 
После освобождения Николай Аполинариевич служил священником в селе Мыльники Оханского района и в селе Ромаши Очерского района. Последние годы проживал в пос. Павловский, где и скончался в 1974 году. У отца Николая было четверо детей – сын Николай 1935 г.р. и три дочери – Надежда 1922 г.р., Валентина 1927 г.р. и Татьяна 1932 г.р. 

Николай Аполинариевич был последним церковнослужителем в роду Маминых. Девять поколений этой семьи, начиная с истокского священника Василия Игнатьевича, принявшего духовный сан в 1712 году, на протяжении двух с половиной веков служили Русской Православной Церкви. 
Вот такие неизвестные ранее сведения о представителях известной уральской фамилии мне удалось обнаружить. Оказывается, в составе Чернушинского благочиния находятся три села, в которых в разное время служили священнослужители из рода Маминых – Калиновка в Чернушинском районе, Ошья в Куединском районе и Алтынное в Октябрьском районе. 
Пользуясь случаем мы обращаемся к прихожанам, жителям этих сел с просьбой откликнуться и сообщить, если вам известна какая-либо дополнительная информация о живших здесь представителях семьи Маминых. Возможно кто-то помнит какие-то рассказы представителей старших поколений, которые могли бы пролить свет на те страницы и стороны их жизни, которые оказались за пределами скупых строчек архивных записей.

Николай КАРАСЕВ


Поделиться...
Просмотров: 174 | Добавил: dimitriy | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz