Икона дня

Календарь

Публикации

Публикации
Главная » 2018 » Ноябрь » 10 » Путешествие в историю родного края
20:35
Путешествие в историю родного края

   

Не каждый житель Чернушки обладает знаниями местного краеведения. С целью ознакомления с историей Чернушинской земли, со своей малой Родиной, для группы первокурсников Чернушинского филиала Пермского гуманитарно-технологического колледжа была совершена культурно-познавательная экскурсия в село Николаевское. Местом отправления стала центральная городская площадь Нефтяников. Через весь город, по центральным улицам Ленина и Урицкого, автобус проследовал через Тауш в Свято-Никольский женский монастырь. Группу сопровождал священник Дмитрий Занин вместе с экскурсоводом Чернушинского краеведческого музея Повышевой Любовью Степановной, которая рассказала много интересного во время поездки об истории города и района. 
История Чернушинского района связана с башкирским племенем «танып» (чернушинская река Танып отсюда и носит своё название). 
В формировании этого племени участвовали как булгаро-угорские и тюркские племена, так и древнее местное население, а позднее — пришлые удмурты, марийцы. 
До конца ХVIII в. большая часть земельного фонда принадлежала башкирскому племени «танып». Самые северные земли считались вотчинными землями. Однако постоянных башкирских поселений на этой территории не было. Башкиры уступали эту землю частным владельцам, соглашались отдавать ее в аренду землепашцам, поэтому появление в крае русских крестьян не вызывало больших земельных споров. 
В 1708—1734 гг. территория входила в Уфимский уезд Казанской губернии, с 1734 по 1744 г.— в Оренбургскую губернию, с 1744 по 1781г.— вновь в Уфимский уезд Казанской губернии. В 1781 г. был образован Осинский уезд в составе Пермского наместничества, а затем и Пермской губернии. Часть современных чернушинских земель в тот период входила в состав Бирского уезда Уфимской губернии. 
В ХIХ в. административно-территориальное деление также не было постоянным. Изменялись границы, названия волостей, состав деревень. Первоначально государственные крестьяне вновь заселяемых территорий большей частью относились к соседней Буевской (или Аряжской ) волости . Около 1840 г. государственных крестьян объединили в Большекаска-сальскую волость с центром в селе Аряж (ныне это село в Куединском районе). В составе Большекаскасальской волости чернушинские деревни были учтены и при ревизии 1858 г. Новое размежевание волостей произошло в 1866 г. Сложившаяся административно-территориальная система просуществовала до второй трети ХХ в. Продолжающееся заселение территории Чернушинского района приводило к тому, что число волостей изменялось. 
В феврале 1924 г., с отменой волостного и уездного административного деления, появились новые территориальные единицы — районы. Был образован Рябковский район с центром в с. Рябки в составе Сарапульского округа Уральской области. Во вновь образованный район вошли частично или полностью территории бывших Рябковской, Бедряжской, Таушинской, Ермиевской волостей Осинского уезда Пермской губернии и Павловской, Верх-Татышлинской и Тюинской волостей Бирского уезда Уфимской губернии. В 1925 г. было принято решение о переименовании района в Чернушинский и переносе районного центра из с. Рябки на станцию Чернушка. В таких границах район просуществовал в составе Уральской, затем Свердловской, и Пермской (Молотовской) областей, а ныне—Пермского края. 
Постоянное изменение административного деления было вызвано не только сменой политических систем и объясняется не только поздней историей формирования русского населения края, но и географическим положением Чернушки - на границе двух административных образований -сначала Пермской и Уфимской губерний, а затем - Республики Башкирии и Уральской области, ныне - Пермского края и Республики Башкортостан. 
С конца ХVIII в. начинается следующий период истории заселения и освоения края русскими. В 1791 г. земли по реке Танып у башкир Каратаныпской волости Уфимского наместничества приобретает «в вечное и потомственное владение» коллежский советник Е. Л. Чадин. Большая часть имения относилась к Осинскому уезду. В имении в 1792 г. был выстроен, а в 1794 г. пущен в действие Николаевский винокуренный завод. Е. Л.Чадин переселил в новое имение крестьян, купленных им в Костромском наместничестве - в деревнях Шелуха, Афильина, Поповицы. При продаже имения в 1811 г. в нем уже имелось четыре деревни костромских крестьян: «Панова, Танып тож» с 28 крестьянами, «Вениха, Апполосова тож» с 38 крестьянами, «Ямаш, Николаевская тож» с 39 крестьянами, «Арсюган, Аннинская тож» с 36 крестьянами. 
Во время административно-территориального деления Прикамья в 1780-е гг. большая часть неосвоенных земельных угодий башкир Каратаныпской волости Бирского уезда по р. Танып и ее притокам отошла к Осинскому уезду Пермской губернии, в то время как поселения самих башкир остались в Бирском уезде Оренбургской губернии. Экономическое описание всех уездов губернии рубежа ХVIII—ХIХ вв. отмечает, что владельцы всей части дачи «селений не имеют, а жительствуют в Оренбургской губернии». Это обстоятельство и стало одной из причин быстрого проникновения на южную границу губернии русских крестьян, арендовавших земли у башкир. В конце 20-х гг. XIX в. переселенцы начали осваивать верховья р. Танып и его притоков. В 1828 г. государственные крестьяне Чердынского уезда Пермской губернии по разрешению Пермской казенной палаты, которая считала эти земли казенными, поселились в Осинском уезде по рекам Куба, Стреж, Танып и Юг: «Казенные крестьяне разных селений Чердынского уезда Пермской губернии, по недостатку земли, с разрешения Пермской казенной палаты, в 1828 г. переселились, в числе 71 души по 7 ревизии, той же губернии в Осинский уезд на земли по речкам Кубе, Стрези, Таныпу и Югу, где по экономическому описанию находилось казенной земли… и для облегчения в платеже податей означенные крестьяне причислены по настоящему жительству к Аряжской волости. Впоследствии времени к ним переселилось еще 162 души. По обзаведении крестьян на тех землях, башкирцы Каратаныпской и татары Иштеряковской волостей, оспаривая у них право владения, начали делать препятствия с намерением выселить их отсюда… По произведенному уже исследованию в 1833 г… земли сии оказались принадлежащими купецкой жене Котельниковой и назначены в продажу для пополнения казенной недоимки… Чердынских крестьян оттуда не выселять». После разбирательства в Сенате эти земли окончательно закрепились «за казенным ведомством», их стали активно заселять пермские крестьяне. В 1834 г. на вновь освоенных землях уже стояли Николаевский завод, сельцо Емаш, деревни Вениха, Кутор, починки Юговской, Емашевский Ключ, Таныпский Ключ, Тауш, Нижняя Кига, Березник, Стреж. Освоение края продолжалось. Ревизия 1850 г. показала на чернушинских землях более 40 деревень с населением более 3 тыс. человек, отметила дату основания населенных пунктов и места выхода переселенцев. Так, с 1847 г. по указу Пермской палаты государственных имуществ перечислены жители новых деревень: Кузнецовой, Лысой Горы, Верхней, Средней и Нижней Атняшки, Ятыша, Ведерниковой, Устиновой, Есаульской Горы, Ореховой Горы, Атряша, Северного и Верхнего Козмяша и др., с 1849 г.— д. Качиной. В последующие десятилетия приток переселенцев не останавливается. Вновь прибывшие либо подселяются в старые деревни, либо образуют новые. Так, с 1854 г. ведет свою историю д. Богатовка, известная в то время как деревня Богатой Речки, в которую переселились жители Чердынского уезда Пелымского, Юмского, Усть-Зулинского, Юрлинского и Говорливского сельских обществ. С 1853 г. впервые упоминается д. Ананьина, в которой поселилось 20 семей крестьян из Оханского уезда. Чердынцы составляли большую часть переселенцев на новые земли, хотя наряду с ними в заселении чернушинских земель принимали участие выходцы из Соликамского, Кунгурского и Оханского уездов Пермской губернии. В части деревень совместно с русскими обосновались и коми-пермяки. Приток переселенцев на новые земли башкирского пограничья продолжался и в последующее время, вплоть до начала ХХ в. Со второй половины ХIХ в. в миграционных процессах активно участвуют выходцы из разных уездов Вятской губернии, «вятские», которые также основывают деревни. «Вятскими» считаются появившиеся во второй половине ХIХ в. деревни Ключи, Коробейники, Анастасьино и др. 
В конце ХIХ—начале ХХ в. русские проникают и на земли башкир- гайнинцев, расположенные в самой северной части современного Чернушинского района, где также основывают несколько русских селений. На землях гайнинских башкир, например, возникают деревни Ермия, Кандала. В д. Кандала переселяются выходцы из Орловского уезда Вятской губернии, Осинского и Оханского уездов Пермской губернии, Свияжского уезда Казанской губернии. 
Активно заселяются во второй половине ХIХ в. и земли северной части Бирского уезда, относящиеся к частновладельческому имению Жуковского, вошедшие в дальнейшем в Чернушинский район. Здесь русские крестьяне, переселенцы из разных уездов Пермской и Вятской губерний, основывают починки Темный, Ефимовка, Евгеньевка, Андреевка, Ивановка. В деревне Ивановка, например, поселились бывшие удельные крестьяне Вятской губернии, арендовав в 1887 г. землю у Жуковского. 
В начале ХХ в. (1903—1907) на частновладельческих землях севера Бирского уезда появляются немецкие хутора. Группы хуторов получают названия Николаевка Первая, Николаевка Вторая, Нижняя Григорьевка. Главной причиной переселения немецких крестьян на новые земли стал недостаток земельных угодий в немецких колониях Киевской и Волынской губерний, откуда и вышли переселенцы. Земля была приобретена немцами у Жуковского в рассрочку с помощью Крестьянского поземельного банка. 
К началу ХХ в. не заселенные ранее земли башкирского пограничья выглядели вполне освоенными. Всюду простирались сельскохозяйственные угодья, располагались русские деревни и села. В селах строились храмы и возникали православные приходы, села становились центрами ярмарочной и базарной торговли. 
В начале ХХ в. русские крестьяне освоили зону «неосвоенных» земель башкирского пограничья. Именно на рубеже ХIХ—ХХ в. заселение южных районов Прикамья русскими было завершено. Башкирское пограничье приняло последнюю волну крестьянских миграций в Прикамье. С этого времени земли южных районов Прикамья осваиваются исключительно за счет внутренних ресурсов. 
Среди многих и многих вновь основанных деревень и починков в 1854 г. возникает и деревня Чернушка, получившая свое название по одноименной речке. Чернушками в Прикамье часто называют реки с темной, черной водой. Ревизская сказка 1858 г. отметила места выхода первых переселенцев деревни: ими стали жители Усть-Зулинского и Бондюжского сельских обществ Чердынского уезда Пермской губернии. В начале ХХ в., по данным Списка населенных мест Пермской губернии, в 1908 г. в Таушинской волости на реках Стреже и Черная значится деревня Чернушка с 96 дворами, 536 жителями, населенная русскими, православными, бывшими государственными крестьянами, отстоящая на 108 верст от уездного города Осы и на 6,5 версты от ближайшей церкви, школы и библиотеки. В Списке населенных пунктов Уральской области за 1928 г. в Чернушинском районе значатся уже два поселения с одним названием: деревня Чернушка в Таушинском сельсовете с 210 дворами и 868 жителями и железнодорожная станция Чернушка с поселком со 120 дворами и 374 жителями. В 1926 г. в непосредственной близости от станции Чернушка появился и выселок Ульяновка (Красноульяновка) в 11 дворов, 54 жителями, вошедший позднее в черту города. 
Главным событием первых лет ХХ в. на юге Пермской губернии стало строительство железнодорожной магистрали. Новая транспортная ветка коренным образом изменила привычный уклад жизни этих территорий и во многом определила их дальнейшую судьбу. 
Вопрос о строительстве железной дороги, соединяющей два центра—Казань и Екатеринбург, ставился давно. Первые проекты были разработаны еще в самом начале ХХ в. Однако строительство откладывалось. С 1913 г. общество Московско-Казанской железной дороги приступило к строительству трассы. По Пермской губернии 4-й участок дороги проходил недалеко от д. Чернушка. По всему участку пути вновь возникающие железнодорожные станции получали название по близлежащему населенному пункту, так на карте и появилась станция Чернушка. Однако строительство дороги затянулось, чему способствовали начавшаяся Первая мировая война, а затем революция и гражданская война. 
Однако полностью оно не прекращалось, поскольку стратегическая значимость этого участка Транссиба была велика. Железную дорогу строили, а затем взрывали и разбирали при отступлении в годы гражданской войны и белые, и красные. Строительство окончательно было завершено в 1920 г., когда первый состав проследовал по всему участку пути от Казани до Екатеринбурга, однако отдельные участки магистрали были введены в эксплуатацию еще раньше. Железная дорога не только дала второе рождение Чернушке, но и на всю первую половину ХХ в. стала главной артерией и сердцем новой станции и пристанционного поселка. 
Все перипетии революционных событий в России не обошли стороной и чернушинские земли. В годы гражданской войны ожесточенные бои развернулись вдоль железнодорожной магистрали. С одной стороны стояли красные дивизии В. М. Азина, П. И. Деткина, с другой - белые дивизии армии А. В. Колчака. Особенно серьезные бои проходили весной 1918 г. В 1919 г. красные войска заняли Чернушку, оттеснив части белых. Начиналась советская история Чернушинского края. 
В 1924 г. в результате административно-территориального реформирования создается Рябковский, а затем - Чернушинский район. Сохранились характеристики района того времени: «Район сельскохозяйственно-производящий. В годы Великой Отечественной войны на территории Чернушки работал завод № 648, выпускавший полевые телефоны. С осени 1941 г. в район стали прибывать эвакуированные. Всего за годы войны здесь нашли приют 8000 чел., в том числе более 2000 детей из интернатов и детсадов Москвы и Ленинграда. В годы войны на станции Чернушка и соседней с ней станции Куеда базировались школы пилотов ВВС ВМФ. Неслучайно в микрорайоне парковый установлен самолет МиГ-17 - памятник летчикам-землякам и выпускникам школы пилотов в Чернушке, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 
Из 15 тыс. жителей района, ушедших на фронт, 5 тыс. домой не вернулись. 12 чернушанам присвоено звание Героя Советского Союза, двое стали полными кавалерами ордена Славы. По числу земляков, прославившихся на полях сражений и получивших Звезду Героя, Чернушка лидирует среди других районов Пермского края. 
Не остался незаметным и вклад работников сельского хозяйства в дело победы над фашистской Германией. Сотни эшелонов с зерном, молочными и мясными продуктами поставил район для страны. Труд работников железнодорожного транспорта, которые бесперебойно осуществляли транзитные перевозки через Чернушинскую часть железной дороги,15 апреля 1943 г. был отмечен благодарственной телеграммой Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. 
1945 год стал для чернушан особой датой в истории. И Великой Победой, как для всех людей нашей страны, и тем, что 4 июля 1945 г. поселок железнодорожной станции с прилегающими деревнями изменил свой статус. Теперь на карте значился рабочий поселок Чернушка. 
О том, что на Урале есть нефть, знали давно. Первым о признаках существования этого полезного ископаемого в Прикамских землях сообщил еще В. И. Геннин, управляющий горными заводами на Урале. В своем сочинении «Описание уральских и сибирских заводов» (1735г.) он указал без точной привязки к местности, что в горе «…находится подобие густого дегтя, или яко нефть». В годы Великой Отечественной войны в Волго-Уральском регионе, в том числе в Чернушинском районе, были расширены поисковые работы по нефти. 23 июня 1949 г. в с. Калиновку для создания Чернушинской нефтеразведки глубокого бурения были командированы опытный организатор разведочных дел Н. Лаптев и с ним 13 геологов и буровиков. 
В скором времени бригады начали бурить первые нефтяные скважины. В июне 1958 г. был издан приказ о создании Чернушинского нефтепромыслового управления (НПУ), объединившего нефтепромыслы, расположенные на территории Куединского, Бардымского, Уинского, Октябрьского районов. Менее чем за полгода немногочисленные специалисты и набранные из деревень рабочие подготовили к эксплуатации несколько разведочных скважин Таныпского месторождения, построили рядом с железнодорожной станцией эстакаду налива нефти, провели к ней с Таныпа трубопровод. 
Разведка и начало промышленной разработки нефти в Чернушинском и соседних районах дали новый толчок развития рабочему поселку, превращавшемуся постепенно в город нефтяников. Появлялись новые микрорайоны с благоустроенными домами и социальной инфраструктурой, создавались новые предприятия, рабочие места. Центр поселка из «старой» Чернушки - железнодорожной станции и окружавшего ее микрорайона - постепенно переместился в микрорайон Нефтяников - «новую» Чернушку. Официально поселок Чернушка получил статус города 7 февраля 1966 г. 
Проезжая по старой Чернушке, Любовь Степановна показала место, где когда-то располагалась деревня Чернушка. Сегодня это одна из городских улиц — ул. Урицкого. Мало что напоминает здесь о былой деревне в несколько дворов, разве что по-прежнему сохранившаяся, типично сельская застройка этого микрорайона — с деревянными домами, резными наличниками, палисадниками. На возвышенном месте (примерно - ул. Чапаева, 90 – 92) располагался в Чернушке первый православный деревянный храм в честь Святаго Арихистратига Божия Михаила, но прослужил он всего десять лет - с 1926 до 1937 гг. 
Выезжая за пределы города, через несколько километров встречаем на пути одно из старинных сел района -Тауш. 
Свое название село получило по имени речки, впадающей в реку Танып почти сразу за селом. Известно селение, основанное чердынскими крестьянами, уже с 1830 г. Тауш быстро превратился в крупное 
село, административный, церковный и торговый центр округи. Согласно списку церквей и приходов Пермской губернии деревянная Свято-Троицкая двухпрестольная церковь была здесь возведена в 1860 г. В эти же 1860-е гг. село становится центром Таушинской волости Осинского уезда. В начале ХХ в. в Тауше насчитывалось 143 двора с 705 жителями, имелись земские (мужская и женская) школы, библиотека, волостное правление, земская станция - все то, что необходимо было иметь волостному центру. По субботам в Тауше собирался еженедельный базар, а 30 ноября (по старому стилю) проходил зимний Андреевский торжок. Сегодня в старом Тауше, когда-то центре села, несколько зданий напоминают о той прошлой, дореволюционной жизни. На месте несохранившегося храма строится деревянный храм-часовня. Напротив еще можно увидеть несколько зданий, построенных в начале ХХ в. 
Попрощавшись с Таушем, отправляемся дальше. Дорога идет на юг. Перед взором открываются удивительные виды на чередующиеся поля, леса, угоры - это типичный ландшафт южной части района. Еще несколько километров, и отворот на деревню Таныпские Ключи. Это селение также одно из первых, основанных чердынцами. Деревня также прославилась своим героем Михаилом Ефремовичем Горожениновым. На знаменитой полуторке, автомобиле ГАЗ-АА, с боями М. Е. Гороженинов прошел от Смоленска до Москвы и до Берлина. Полуторка доставляла на передовую боеприпасы, вывозила раненых. Демобилизовали машину в 1945 г. Вернувшись в Чернушинский район, она еще долго работала в колхозе, а затем, уже списанная, но бережно отремонтированная, до 1980-х гг. служила в хозяйстве ее бессменного водителя. 8 ноября 1981 г. в Чернушке был открыт памятник «Воинам-водителям, автомобилю-бойцу», и вот уже почти 40 лет полуторка-ветеран служит символом машины-бойца, машины-труженика, напоминает о фронтовых дорогах и истории отечественной техники. 
Миновали деревню Таныпские Ключи, и можно сразу ждать встречи с Николаевским. Основан пос. Николаевский и ряд окрестных деревень, в прошлом была приобретена статским советником Чадиным у башкир. Тогда же был пущен в действие и винокуренный завод. Владельцы имения и завода неоднократно менялись. В 1851 г. имение приобретает Павел Дмитриевич Дягилев. В то время Павел Дмитриевич уже был отставным военным, он прошел русско-турецкую кампанию 1828—1829 гг. и закончил службу в чине майора. Обладая большими капиталами, Павел Дмитриевич развил находящийся в центре его имения, в с. Николаевском, винокуренный завод. К 1854 г. П. Д. Дягилев достроил в новом имении на старом фундаменте церковь, заложенную прежним хозяином земель. А на месте бывшей деревянной часовни, также построенной в имении бывшими владельцами, началось строительство нового храма. 
Новый храм был освящен 8 июня 1854 г. в честь Казанской иконы Божией Матери и стал кладбищенским. В этот же день был заложен второй храм, в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1860 г. строительство было завершено, Николаевская церковь освящена. Строительство длилось 7 лет. На строительство храма было выделено свыше 50 тыс. рублей. Сумма была феноменальной, если учитывать, что корова в то время стоила 3 рубля. Храм стал главным центром православной общины округи, он выполнял важные миссионерские и просветительские задачи. Современники вспоминают, что храм поражал не только своей внешней архитектурой, но и «дороговизной утвари и ризницы, внутренним благополучием». Архитектурные приемы, примененные для строительства храма, уникальны. Крестьяне окрестных деревень и сегодня помнят рассказы прадедов о том, что для крепости стен строительный раствор замешивали на яйцах и молоке. К оформлению интерьера приложил силы и талант сам Павел Дягилев. По его эскизам на Петербургской мебельной фабрике было изготовлено внутреннее убранство церкви. Иконы и внутренние фрески выполнялись лучшими петербургскими живописцами той эпохи и были копиями выдающихся православных икон из Киево-Печерской лавры, из московского храма Спаса-на-Бору и др. Ряд икон был приобретён за границей: из Иерусалима, из Бари (Италия). В январе 1891 г. наследники Дягилева продали Николаевский завод новому хозяину — крестьянину Таушинской волости Н. Д. Сибирякову. Со смертью П. Д. Дягилева время расцвета Николаевского завода закончилось. Сам поселок никогда не был большим населенным пунктом — в начале ХХ в. он насчитывал 8 дворов с населением 64 чел., в 1926 г.—18 дворов с 74 жителями. В советское время Николаевский храм был закрыт, позднее превращен в картофелехранилище. Колокола сняты и отданы на переплавку. 
В 1995 г. начинается возрождение святыни: создается женский монастырь, приступают реставрации храма. До наших дней в пос. Николаевском сохранились не только храм Святителя и Чудотворца Николая, но и каменный двухэтажный дом священнослужителя, и липовая аллея с расположенным на ее территории «барским погостом». О кладбищенской же церкви и доме управляющего заводом напоминают только развалины фундамента. 
Внутри Свято-Никольского храма экскурсию провел священник Дмитрий Занин, рассказав о канонах храмоздания, о церковной утвари и иконах. После храма ребята посмотрели источник с двумя купелями, посетили место бывшего кладбищенского храма и место барского погоста. Затем проследовали в домовый храм во имя Иверской иконы Божией Матери и монастырский музей. Студенты внесли свой посильный вклад: два часа трудились на территории монастыря. А после чаепития ребята возвратились домой, но впечатления от путешествия в прошлое малой родины надолго останутся в их душе. Именно об этом писал великий русский поэт А.Т.Твардовский: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех она одна».

Нина СИВОВА

   

   


Поделиться...
Просмотров: 54 | Добавил: dimitriy | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz