Икона дня

Календарь

Публикации

Публикации
Главная » 2022 » Октябрь » 5 » Группа студентов Чернушинского филиала Пермского гуманитарно-технологического колледжа посетила село Николаевское
20:33
Группа студентов Чернушинского филиала Пермского гуманитарно-технологического колледжа посетила село Николаевское

   

5 октября 2022 года с целью ознакомления с историей Чернушинской земли, со своей малой Родиной, для группы студентов Чернушинского филиала Пермского гуманитарно-технологического колледжа была совершена культурно-познавательная экскурсия в село Николаевское.
История Чернушинского района связана с башкирским племенем «танып» (чернушинская река Танып отсюда и носит своё название).
В формировании этого племени участвовали как булгаро-угорские и тюркские племена, так и древнее местное население, а позднее — пришлые удмурты, марийцы.
До конца ХVIII в. большая часть земельного фонда принадлежала башкирскому племени «танып». Самые северные земли считались вотчинными землями. Однако постоянных башкирских поселений на этой территории не было. Башкиры уступали эту землю частным владельцам, соглашались отдавать ее в аренду землепашцам, поэтому появление в крае русских крестьян не вызывало больших земельных споров.
В 1708—1734 гг. территория входила в Уфимский уезд Казанской губернии, с 1734 по 1744 г.— в Оренбургскую губернию, с 1744 по 1781г.— вновь в Уфимский уезд Казанской губернии. В 1781 г. был образован Осинский уезд в составе Пермского наместничества, а затем и Пермской губернии. Часть современных чернушинских земель в тот период входила в состав Бирского уезда Уфимской губернии.
В ХIХ в. административно-территориальное деление также не было постоянным. Изменялись границы, названия волостей, состав деревень. Первоначально государственные крестьяне вновь заселяемых территорий большей частью относились к соседней Буевской (или Аряжской ) волости Около 1840 г. государственных крестьян объединили в Большекаска-сальскую волость с центром в селе Аряж (ныне это село в Куединском районе). В составе Большекаскасальской волости чернушинские деревни были учтены и при ревизии 1858 г. Новое размежевание волостей произошло в 1866 г. Сложившаяся административно-территориальная система просуществовала до второй трети ХХ в.
Земли Николаевского и ряда окрестных деревень, в прошлом были приобретены статским советником Чадиным у башкир. Тогда же был пущен в действие и винокуренный завод. Владельцы имения и завода неоднократно менялись. В 1851 г. имение приобретает Павел Дмитриевич Дягилев. В то время Павел Дмитриевич уже был отставным военным, он прошел русско-турецкую кампанию 1828—1829 гг. и закончил службу в чине майора. Обладая большими капиталами, Павел Дмитриевич развил находящийся в центре его имения, в с. Николаевском, винокуренный завод. К 1854 г. П. Д. Дягилев достроил в новом имении на старом фундаменте церковь, заложенную прежним хозяином земель. А на месте бывшей деревянной часовни, также построенной в имении бывшими владельцами, началось строительство нового храма.
Новый храм был освящен 8 июня 1854 г. в честь Казанской иконы Божией Матери и стал кладбищенским. В этот же день был заложен второй храм, в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1860 г. строительство было завершено, Николаевская церковь освящена. Строительство длилось 7 лет. На строительство храма было выделено свыше 50 тыс. рублей. Сумма была феноменальной, если учитывать, что корова в то время стоила 3 рубля. Храм стал главным центром православной общины округи, он выполнял важные миссионерские и просветительские задачи. Современники вспоминают, что храм поражал не только своей внешней архитектурой, но и «дороговизной утвари и ризницы, внутренним благополучием». Архитектурные приемы, примененные для строительства храма, уникальны. Крестьяне окрестных деревень и сегодня помнят рассказы прадедов о том, что для крепости стен строительный раствор замешивали на яйцах и молоке. К оформлению интерьера приложил силы и талант сам Павел Дягилев. По его эскизам на Петербургской мебельной фабрике было изготовлено внутреннее убранство церкви. Иконы и внутренние фрески выполнялись лучшими петербургскими живописцами той эпохи и были копиями выдающихся православных икон из Киево-Печерской лавры, из московского храма Спаса-на-Бору и др. Ряд икон был приобретён за границей: из Иерусалима, из Бари (Италия). В январе 1891 г. наследники Дягилева продали Николаевский завод новому хозяину — крестьянину Таушинской волости Н. Д. Сибирякову. Со смертью П. Д. Дягилева время расцвета Николаевского завода закончилось. Сам поселок никогда не был большим населенным пунктом — в начале ХХ в. он насчитывал 8 дворов с населением 64 чел., в 1926 г.—18 дворов с 74 жителями. В советское время Николаевский храм был закрыт, позднее превращен в картофелехранилище. Колокола сняты и отданы на переплавку.

В 1995 г. начинается возрождение святыни: создается женский монастырь, приступают реставрации храма. До наших дней в пос. Николаевском сохранились не только храм Святителя и Чудотворца Николая, но и каменный двухэтажный дом священнослужителя, и липовая аллея с расположенным на ее территории «барским погостом». О кладбищенской же церкви и доме управляющего заводом напоминают только развалины фундамента.
Внутри Свято-Никольского храма экскурсию провел священник Дмитрий Занин, рассказав о канонах храмоздания, о церковной утвари и иконах. После храма ребята посмотрели источник с двумя купелями, посетили место бывшего кладбищенского храма и место барского погоста. Затем проследовали в домовый храм во имя Иверской иконы Божией Матери и монастырский музей. После чаепития в трапезной ребята возвратились домой, но впечатления от путешествия в прошлое малой родины надолго останутся в их душе. Именно об этом писал великий русский поэт А.Т. Твардовский: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех она одна».

   


Поделиться...
Просмотров: 68 | Добавил: dimitriy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz